Совет(ы): проверка на подлинность

Информация для новичков.


Совет(ы): проверка на подлинность

Сообщение BezardB » Пн фев 11, 2008 10:38 pm

Как отличить диск (Audio CD), записанный с качественного оригинала, от пиратской подделки, записанной с mp3 или иного кодера со сжатием с потерями в качестве.

Инструкция как сделать анализ, рассматривая спектрограмму:

Загрузите в аудиоредактор ваш трэк. Да, даже не пытайтесь напрямую запихать туда свой диск (т.е. указать файлы на вашем аудио диске). В программе нужно открывать сграббленный Wav файл или сграбить его непосредственно с CoolEdit (Adobe Audition) (File --> Extract Audio From CD --> в Source Selection выбираем треки, которые хотим проверить --> жмем ок, процесс пошел.

В CoolEdit (Adobe Audition) нажимаем Analyze --> Show Frequency Analysis

Чаще всего, запись с мр3 производится при 128 кбит/с источнике, чтоб побольше влезло, пока везти будут.
Тут все просто - срез будет сразу после 16 кГц, а выше как языком слизало
(по умолчанию во всех известных кодеках, пираты редко увлекаются изменением установок по умолчанию).
Такого при нормальной записи быть в принципе не может. С 256 кбит/с сложнее - срез будет виден после 19-20 кГц. При 320 - еще дальше и он может иногда пропадать вообще.
Также здесь можно заметить размазанные верхние или выбрасывание незначимых частот на пиках амплитуды.

Срез может быть сделан специально и на хорошем аудио-CD. Просто в студии приглушили >20кхз.
Есть какой-то эффект, когда частоты, близкие к верхнему пределу, при оцифровке могут давать нежелательные артефакты на нижний диапазон частот.


MP3 128 kbps (спектрограмма)
Изображение


MP3 128 kbps (сонограмма)
Изображение


MP3 192 kbps (спектрограмма, сонограмма)
Изображение


Оригинальная запись
Изображение


Инструкция как сделать анализ, рассматривая сонограмму:

Первым делом надо сграббить один трэк - лучше всего, если это будет что-то достаточно насыщенное, где есть ударные, гитары, синтезаторы (по вкусу и желательно не соло)
Почему? Да потому, что кодеру (не забываем, что мы подозреваем запись Audio CD из МР3) очень тяжело работать с таким насыщенным спектром.
Также не забудем, что, в идеальном случае, вся полоса до 22кГц "забита под завязку" (это правило не всегда верно, особенно для ремастированных записей и записанных кривыми звукорежиссерами, у которых руки растут оттуда, откуда у нормальных людей растут ноги. Обычно они "дофильтровываются" до того, что запись звучит как из унитаза.) и то, что при сжатии с потерями полоса ограничивается В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ. Естественно, что потолок будет разным для разных битрейтов, но ОН БУДЕТ!

И вот трэк лежит на винте. Нам понадобится любой аудио редактор с возможностью просмотра сонограммы. Я использовал CoolEdit 2 Pro (Adobe Audition) (его лучше использовать потому, что в отличие от первой версии сонограмма у него более приятно выглядит и с ней проще работать).

Часть 1.
Известный метод или все было так очевидно


Загрузите в аудиоредактор ваш трэк. Выделите фрагмент длинной около 1 секунды или чуть больше и сделайте увеличение выделенной части на весь экран. (Выделяем секунду трека, нажимаем правую кнопку, находим Trim и нажимаем, затем View --> Spectral View).
Теперь нужно включить показ сонограммы (делается это везде по разному, но в CoolEdit (Adobe Audition) это делается через View -> Spectral View).
Если вы увидите, что выше какого-то порога все срезано как ножом (а "любимые" частоты обрезки у кодеров с потерями идут начиная с 16кГц) то у вас однозначно копия сделанная из МР3.

Если же нет, то....
Если вы видите, что пики на сонограмме заканчиваются где-то на уровне 20-21кГц, то возможны два варианта.
Первый - МР3 файл из которого сделан диск был кодирован с помощью "нормального" кодера (хотя опытный глаз все равно сможет различить мр3 и Audio CD).
Второй - запись достаточно старая или сделана с помощью древней аппаратуры, а возможно просто была криво обработана в процессе подготовки мастера для переиздания. Ну, или руки у звукорежиссера растут не из плеч.

Часть 2.
Новый метод или смерть уродам


Надеюсь вы не закрыли CoolEdit (Adobe Audition)? Нет? Отлично!
Теперь выделим часть трэка длиной примерно полторы секунды (лучше секунду или немного меньше).
Нажмите кнопку увеличения отмеченного фрагмента на весь экран.
Нужное время для выделения подберите сами опытным путем - 1,2 секунды это для моего разрешения (1152х864).

А теперь самое интересное. Посмотрите на рисунки.

Для наглядности я обвел нужные участки зелеными линиями.


Рис.1

Изображение

На рис. 1 вы видите часть несжатого трэка (учтите, что я просто взял два абсолютно разных по звучанию трэка, потому, что разница будет видна в любом случае). В обведенной части сонограммы в области высоких частот (а что еще так любят резать кодеры с потерями :) ) видно, что все достаточно "гладко" и "плавно".

Для того, чтобы почувствовать разницу, откроем файл МР3 (или тот подозрительный файл, который мы сграббили с болванки, полученной по почте от трейдера).


Рис. 2

Изображение


Посмотрите на части сонограммы на рис. 2 обведенные зелеными линиями.
Видите эти "рисовые зерна" в области верхних частот? Это результат работы кодера с потерями (в частности МР3 (Лейм); OGG и MPC я не проверял, но не думаю, что будет какая-то разница, учитывая то, что OGG можно
визуально определить, используя просто информацию из первой части).


Другие рисунки, где видно как работает кодек можно посмотреть из этой статьи:
http://www.ixbt.com/multimedia/mp3-meloman.html

Теперь, зная что вы получили, можно со спокойным сердцем отправлять диски или посылать несостоявшегося трейдера в известном направлении.
Надеюсь, что эта статья поможет выявлять нерадивых трейдеров и пиратов, штампующих диски из эм-эр-зэ, закачанных из инета.

Существует также Tau Analyzer - программа для проверки оригинальности audioCD.
Но она не дает 100% результат (но процентов 95 дает). Кроме того в ней сразу показывается и сонограмма и спектрограмма, так что можно все увидеть.

Скачать ее можно здесь:

http://www.rapidshare.ru/574771

Еще один способ отличить подделку

Все нижеописанное относится к популярным в народе т.н. "болгарским" компакт дискам. Часто на удочку #2 попадаются бюджетные российские диски, записанные на мелких студиях.

Берем диск, граббим подозрительный трек (без ошибок, разумеется), открываем его в Sound Forge. Затем производим действие: Process->Channel Converter, preset "Stereo to mono - Use difference between channels". Должен остаться один канал (он называется "разностный канал"), его и будем исследовать/слушать.

1. Вычисляем "пожатый" (mp3->cd-da) диск:

Разностный канал должен быть чистый, без "чваканий", "шепелявости" и разных "бульканий". Уничтожится голос, басовые составляющие, увеличится реверберационная составляющая, но все должно остаться прозрачным по звучанию!
Даже на ogg 350kbps отчетливо прослушиваются посторонние призвуки и "чавканье", звучание вязкое.

2. Вычисляем перегруженный/компрессированный диск:

Такой диск перекошен динамически. То, что филигранно было выровнено на мастеринговой студии - коту под хвост. Смотрим на форму разностного канала: С "правильным" CD даже самые высокие всплески должны быть не более 0dB. То есть при воспроизведении в Sound Forge пики должны стоять стройным частоколом, равными по амплитуде вплоть до 0.1dB. Некоторые (в припеве, например) могут превышать 0dB, но щелчка обычно не бывает. Кроме того, в некоторых местах должны быть провалы по уровню вплоть до -96dB, если таковые имеются - диск правильный.

p.s. В редакторе CoolEdit 2 Pro (Adobe Audition) все аналогично. Фильтр: Transform->Amplitude->Channel Mixer , preset "Vocal Cut".

по материалам BJ23 (iXBT)
Аватара пользователя
BezardB
Пользователь
 
Сообщения: 354
Зарегистрирован: Чт янв 03, 2008 12:03 am
Откуда: Россия

Вернуться в Правила,инструкции,советы,FAQ

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7